Искусство на выезд

Биеннале: от обозрения к манифесту

Герой труда?? герой литературы

Яра Бубнова: ?Я в принципе большой любитель биеннале?

23 августа

Источник: «Эксперт»

http://expert.ru/2012/07/4/iskusstvo-na-vyiezd/?n=66995

В Москве прошла предварительная пресс-конференция Второй индустриальной биеннале современного искусства в Екатеринбурге
Вторая Уральская индустриальная биеннале современного искусства, которая пройдет в Екатеринбурге с 13 сентября по 22 октября, – еще одна попытка ГЦСИ установить новый флажок на культурной карте мира. Главный акцент в названии сделан на слове «индустриальная» – на общей волне превращения заброшенных заводов в престижные лофты, галереи, мастерские и культурные хабы, биеннале обыгрывает главную функцию города, пытаясь из промышленного центра сделать культурно-промышленный.

Главный проект, как и в прошлом году, разместится в здании типографии «Уральский рабочий», которое давно не используется по прямому назначению. Спецпроекты – в цехах действующих заводов, попасть в которые можно в рамках организованных экскурсий. Причем для самого закрытого предприятия – Уралтрансмаша – выбрали самый экстравагантный проект: на фоне военной продукции покажут оперно-балетную постановку, которая пройдет здесь трижды по предварительной записи в уральском филиале ГЦСИ.

Бюджет биеннале с прошлого раза увеличился вдвое и составит 18 млн рублей (для сравнения – прошлая Московская биеннале стоила 60 млн).
Курировать основной проект пригласили директора и основателя Института современного искусства в Софии Ярославу Бубнову (в ее послужном списке помимо отдельных выставок кураторство двух первых московских биеннале). Среди участвующих в нем 35 художников из разных стран нет громких мировых имен. Их должны заменить отечественные звезды Ирина Корина, Борис Михайлов и группа Recycle. Сами организаторы признают, что прошлой биеннале не хватало зрелищности и, как следствие, зрительского понимания (директор ГЦСИ Михаил Миндлин под «зрелищностью» понимает нехватку экспликаций в прошлом основном проекте). Ярослава Бубнова же тем не менее не планирует каких-то специальных ходов для изменения ситуации. По ее словам, у каждого художника свой язык и свой способ разговора со зрителем, так что ему, зрителю, опять придется самому, без чьей-либо помощи, налаживать диалог с объектами современного искусства.

Чтобы в полной мере оценить масштаб Уральской биеннале, придется приложить немало усилий. Арт-резиденции (проекты, созданные в результате художественного исследования конкретных пространств) разместятся на заводах, в закрытой шахте и в парке окрестных городов в радиусе 250 километров от Екатеринбурга. И то, что для мировых фестивалей современного искусства является обычной практикой (например, на знаменитой кассельской «Документе» транспортное сообщение между точками показов продумано до мелочей), здесь может обернуться проблемой. Впрочем, организаторы подчеркивают, что биеннале рассчитана не на узкий круг профессионалов, приезжающих на открытие, а на массового местного зрителя в каждом отдельном населенном пункте.

Ирина Осипова

Комментарии facebook

Комментарии вконтакте